- Апостольские правила
- называются так не потому, чтобы они были написаны рукою самих апостолов, но потому, что они представляют собою свод преданий и обычаев древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских, а равно и свод правил, составленных на основании этих преданий поместными соборами доникейского периода. Первоначально они не были известны всем Церквам в полном своем составе и сохранялись в разных Церквах по частям; в одно же целое они собраны были, по мнению ученых, разными лицами, в разные времена и не раньше начала IV века. Первоначальное значение их основывалось не на церковно-юридическом характере их (который они получили только со времени VI всел. собора), а на глубоком уважении к преданию и церковной практике первых трех веков, выраженной в этих правилах, и на согласии их, по содержанию и сущности, с новозаветным учением. Соборы и отцы Церкви, ссылаясь на апостольские правила, не определяют числа их. Римский аббат Дионисий Малый (в конце V в.) первый поместил их в своем латинском переводе (с греческого) канонов восточной церкви в числе 50; но церковный писатель VI в. Иоанн Схоластик (бывший потом константинопольским патриархом) в своем изложении церковных правил поместил апостольские правила в числе 85. Трулльский собор признал их каноническими также в количестве 85. Затем и вся восточная Церковь, вместе со всеми своими знаменитыми канонистами (Фотием, Вальсамоном, Зонарою и др.), признает каноническими 85 апостольских правил. Западная же Церковь признает и доселе только первые 50 правил, а остальные 35 хотя и помещает в своих сборниках церковных правил, но отмечает их как сомнительные. Апостольские правила представляют собою образцы первоначальных церковных отношений и жизни во всей их свежести и полноте религиозного одушевления, и потому легли в основу всего последующего церковного законодательства. Соборы, начиная с IV в., ссылаются на них, как на древние, осуждают произвольное отступление от них (1 всел. 2 и 15 пр., 11 всел. 6 пр., Гангр. 21 и пр.) и свои постановления подтверждают ссылками на них, как на свидетельства древности (III всел. 8 п., IV вс. 40 и т. п.).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.